Электронные путевые листы
Бумажные документы уходят в прошлое, уступая место передовым технологиям. С 2023 года, по инициативе Минтранса, были значительно обновлены стандарты составления электронных путевых листов (ЭПЛ). Теперь перевозчики имеют возможность оформлять необходимые документы в цифровом формате, мгновенно отправляя их на смартфоны сотрудников и контрагентов. Это нововведение избавляет от необходимости физической передачи бумаг, существенно упрощая процессы и повышая эффективность работы.
Электронный путевой лист (ЭПЛ) - что это такое
Важность документации в логистике
Это виртуальная версия бумажного документа, используемого для учета всех аспектов перевозочной деятельности, включая данные о водителе, маршруте, времени выезда и прибытия, а также о выполненной работе . ЭПЛ позволяет автоматизировать процесс сбора, обработки и хранения информации, обеспечивая более высокую точность данных и уменьшение времени на их обработку. Внедрение данной технологии значительно упрощает процедуру контроля за транспортными средствами, улучшает прозрачность операций и способствует соблюдению нормативных требований.
Обязательные сведения, которые указываются в ЭПЛ
Категория | Детали |
---|---|
Дата формирования ЭПЛ | Указывается текущая дата, когда машина выходит в рейс. |
Признак начала рейса | Момент выезда с парковки или время приема транспортного средства. |
Вид перевозки | Коммерческая перевозка, перевозка для собственных нужд, передвижение и работа специальных транспортных средств. |
Типы при коммерческой перевозке |
|
При перевозке грузов | Место отправления и адреса пунктов погрузки и выгрузки. |
Вид транспортного сообщения | Городское, пригородное, междугородное. |
Оформитель | Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. |
Дата формирования ЭПЛ | Указывается текущая дата, когда машина выходит в рейс. |
Статус | Собственник транспортного средства или арендодатель. |
Медосмотр и технический контроль | Организация, оформляющая ЭПЛ, либо сторонняя организация. |
Транспортное средство | Тип, марка, модель, регистрационный номер автомобиля, данные о прицепе (если есть). |
Водитель(ли) | ФИО, серия и номер водительского удостоверения, дата его выдачи. |
Опциональные сведения
Категория | Детали |
---|---|
Грузоотправители | Можно указать по желанию. |
Внесение показаний одометра | Проводится организацией, оформляющей ЭПЛ, либо сторонней организацией. |
Послерейсовый медосмотр | Обязателен для пассажирских перевозок, в других случаях — опционален. |
Формирование путевого листа | Может быть оформлен на один день или на период. |
Дата использования | Один день или интервал (начало и окончание использования). |
Путевые листы (ПЛ) используются для подтверждения расходов на эксплуатацию транспорта, в том числе зарплаты водителя и затрат на топливо. Путевые листы составляются как индивидуальными предпринимателями, так и организациями для управления транспортом в рамках бизнеса или личного использования.
Основные положения:
- Порядок оформления: c 2023 года документы могут быть оформлены без указания номера и названия бланка, если они не используются как первичный документ для подтверждения расходов.
- Предъявление ГИБДД:Водители обязаны предъявлять документ в виде, который может быть непосредственно проверен сотрудниками ГИБДД, включая возможность сканирования QR-кода.
Требования к электронному ПЛ:
- Вместо данных о собственнике транспорта теперь должны указываться сведения о юридическом лице или ИП, которые оформили ПЛ.
- Документы должны подписываться усиленной квалифицированной виртуальной подписью сотрудниками, проводящими медосмотр, и могут подписываться усиленной квалифицированной подписью или неквалифицированной подписью ответственными за техосмотр.
Упразднение журнала учета путевых листов
С появлением электронной версии, необходимость в ведении бумажного журнала для учета путевых листов отпала. При этом все прошлые версии и записи должны храниться в архиве в течение 5 лет по нормативным требованиям.
Правила заполнения
Согласно приказу ФНС используется формат XML. Виртуальный документ включает шесть основных файлов данных (титулов).
Основные титулы
Категория | Тип титула | Описание |
---|---|---|
Основные титулы | Титул об особенностях рейса | Содержит информацию о маршруте, целях поездки, и времени начала рейса. |
Титул с результатами предрейсового медосмотра | Отражает состояние здоровья водителя перед выездом, включая физическую пригодность и отсутствие признаков алкогольного или наркотического опьянения | |
Титул с показаниями одометра при выезде | Записывает показания одометра автомобиля при выезде с парковки. | |
Титул с показаниями одометра при возвращении | Записывает показания одометра при возвращении на парковку после завершения рейса. | |
Ситуационные титулы | Титул с результатами предрейсового техосмотра | Предоставляет данные о состоянии транспортного средства перед выездом, подтверждая его техническую исправность. |
Титул с результатами послерейсового медосмотра | Отражает результаты медосмотра водителя после завершения рейса, оценивая возможные изменения в его состоянии. | |
Дополнительная информация | Заполнение ЭПЛ | Заполнение всех титулов происходит до начала рейса. При наличии нескольких водителей на одном транспортном средстве возможно оформление нескольких ЭПЛ. |
Заполнение ЭПЛ осуществляется до начала рейса. При наличии нескольких водителей на одном транспортном средстве возможно оформление нескольких путевых листов.
Электронные путевые листы (ЭПЛ) подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), что обеспечивает их юридическую значимость. Владелец транспорта, медицинский работник после осмотра и механик, ответственный за техосмотр, используют УКЭП для подписания документов, хотя механик может также использовать неквалифицированную электронную подпись (НЭП) по требованиям организации.
Ключевые аспекты эффективного управления электронными путевыми листами: безопасность, интеграция и соответствие
Существует несколько аспектов, которые также стоит учитывать при работе с ЭПЛ:
- Защита данных: Важно обеспечить безопасность и конфиденциальность данных в документах, так как они содержат персональную информацию водителей и сведения о коммерческой деятельности. Соответствие требованиям по защите данных и регулярные проверки системы на уязвимости должны быть приоритетом.
- Интеграция с другими системами: ЭПЛ должны быть интегрированы с другими системами управления транспортом и логистикой для обеспечения эффективности и минимизации ошибок. Это включает в себя GPS-трекинг, системы управления топливом и программное обеспечение для мониторинга и анализа производительности.
- Обучение персонала:Регулярное обучение и повышение квалификации персонала, работающего с документами, критически важны для обеспечения того, чтобы все сотрудники понимали, как правильно использовать систему и избегать ошибок, которые могут привести к штрафам.
- Регулярное обновление софта и соответствие законодательству: ПО для работы с ЭПЛ должно регулярно обновляться для соответствия изменениям в законодательстве и технологическим стандартам. Это поможет избежать юридических проблем и улучшит функциональность системы.
- Аудит и отчетность:Проведение регулярных аудитов использования ЭПЛ может помочь выявлять недостатки и ошибки в документации, а также обеспечивать точность отчетности и соблюдение нормативных требований.
Использование QR-кода
Для проверки документов в дорожных условиях используется QR-код, который содержит все необходимые данные о путевом листе. Сканирование QR-кода позволяет сотрудникам ГИБДД моментально получить доступ к информации о рейсе и его участниках, даже если в местности отсутствует интернет-соединение.
Штрафы за нарушения
С введением обязательства использовать электронные путевые листы, некоторые перевозчики столкнулись с проблемами адаптации. Несмотря на множество преимуществ, связанных с цифровизацией документооборота, существуют строгие штрафные санкции за различные нарушения в работе с ЭПЛ. В следующем обзоре рассмотрены основные виды нарушений и соответствующие им штрафы, которые могут быть наложены на перевозчиков и других участников процесса.
- Отсутствие документа: для водителя - 500 рублей. Должностные лица, отвечающие за документацию, могут быть оштрафованы на сумму от 5 000 - 10 000 рублей.
- Штрафы за отсутствие первичного документа в архиве: в случае, когда ФНС выявляет отсутствие таких документов, компания может быть оштрафована на сумму от 10 до 30 тысяч рублей. Недостоверная налоговая база из-за отсутствия путевых листов может привести к штрафу в размере 20% от суммы недоимки, но не менее 40 тысяч рублей.
- Ошибки в документах:
- Нет информации о предрейсовом медицинском осмотре, от 15 000 до 25 000 рублей, для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.
- Нет информации о техническом осмотре: водитель — 3 000 рублей, должностные лица — 5 000 рублей, для ИП и юридических лиц — 30 000 рублей.
Строгое соблюдение новых правил ведения ЭПЛ не только облегчает управление транспортом, но и защищает компанию от возможных финансовых потерь из-за административных штрафов.
Три дополнительных аспекта, которые существенно влияют на эффективность управления электронными путевыми листами
1. Обучение и поддержка сотрудников
Регулярное обучение сотрудников являются ключевыми для успешного внедрения и использования системы электронных путевых листов. Это включает в себя тренинги по работе с новым программным обеспечением, обучение безопасности данных и лучшим практикам по управлению информацией. Поддержка сотрудников не ограничивается лишь начальным обучением; она должна быть непрерывной, с возможностью быстро получить помощь при возникновении технических или операционных проблем.
Инвестиции в развитие навыков сотрудников повышают их уверенность в использовании технологий и способствуют более эффективному и безошибочному ведению документации.
2. Прозрачность и отчетность
Прозрачность процессов и точность отчетности критически важны для соблюдения нормативных требований и управления рисками. Электронные путевые листы должны обеспечивать четкую идентификацию всех операций и транзакций, упрощая аудит и контроль за соответствием. Системы должны предоставлять возможности для генерации отчетов, которые помогут руководству компании и регулирующим органам получить доступ к точным данным о выполненных перевозках, состоянии транспортных средств и квалификации водителей. Это также включает в себя возможность отслеживания любых изменений или корректировок в документации в реальном времени.
3. Устойчивость и надежность системы
Устойчивость и надежность IT-систем, используемых для управления электронными путевыми листами, жизненно важны для обеспечения непрерывности бизнес-процессов и защиты от потери данных. Системы должны быть спроектированы таким образом, чтобы минимизировать риски сбоев и обеспечить быстрое восстановление после возможных технических проблем.
Регулярное обновление программного обеспечения, использование надежных серверов и технологий облачных вычислений, а также внедрение резервных и восстановительных процедур являются необходимыми шагами для поддержания устойчивости системы.
Преимущества внедрения электронных путевых листов в организационные процессы
Внедрение в организациях системы виртуального документооборота значительно упрощает обработку и хранение документов, сокращая время и финансовые затраты по сравнению с бумажными процессами.
Электронные путевые листы обеспечивают повышение эффективности работы на 30%, экономию ресурсов в десять раз, улучшение прозрачности процессов и удобство хранения данных. Также система позволяет осуществлять удаленный доступ и заполнение документов, включая возможность использования QR-кодов для быстрой проверки документов без доступа к интернету и удаленное подписание документов без физической передачи файлов.
Источники:
- https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/13197022/
- https://mintrans.gov.ru